пятница, 20 апреля 2012 г.

Старые истории

Сегодня настроение лирическое, поэтому расскажу немного о....о старых историях моей семьи.
В каждой семье (ну или во многих семьях, ведь судьбы у всех разные), так вот, думаю, что практически в каждой семье хранятся воспоминания о былом. Конечно же, чаще всего, это фотографии, на которых запечатлены моменты жизни нас самих и наших родителей, наших родственников. Застывшие мгновения минувшего...


Попробую рассказать о своих ощущениях, когда прикасаюсь к этим  частичкам прошлого моей семьи. Итак, представьте себе...
Самые верхние антресоли шкафа, стою на табуретке, роюсь в них, ищу фотоальбомы. Перекладываю огромную коробку с пуговицами: какие итересные пуговки, особенно нравятся мне стеклянные, медового цвета с бронзовой краской по нижнему краю.  По-моему, они были ещё на платье моей бабушки.  А вот ещё керамические, и те, голубые, с серебряными цветочками - они точно ещё с Душанбе. Ладно, пуговицы в сторону, потом поразглядываю. Теперь старые открытки и переводилки - их когда-то собирала моя тётя, некоторые открытки даже с надписями. А это грамоты моего брата и мои (третий класс - когда же это было). Всё, не отвлекаюсь, я же ищу фотоальбомы! Отодвигаю в сторону сумку с документами - а ведь там лежит  бирка из роддома, где указаны мои рост и вес при рождении; и прядь моих первых волос; и старый рубль, который давным давно швырнул мой дедушка бабушке, когда та просила денег, чтобы собрать двоих детей в школу к 1 сентября. Время прошло, а рубль так и лежит, большой, немного разорванный, обидный рубль... Да и самой сумке, в которой хранятся эти истории, уже очень много лет. Но не будем о ней сейчас, главное - найти фотоальбомы!
О, вот они! Два огромных, обтянутых плюшем  (да-да, самым настоящим плюшем) альбома, желтый и  вишнёвый, украшенные вытертыми открытками, на которых изображены букеты неизвестных мне цветов. Вот они то мне и нужны. Достаю их. Альбомы тяжелые и толстенные, фотографий в них так много, что они торчат во ввсе стороны и так и норовят выпасть из альбомов.
А как они волшебно пахнут: запах фанеры смешивается с легким запахом пыли и картона. К ним легкой струйкой присоединяется запах лаванды и может, какой-то коричный запах. Различаю аромат бальзама звёздочки (наверно, где-то рядом,стояла аптечка). Немного примешивается дыхание розы - помню, у мамы были ароматические пирамидки - скорее всего они в пуговицах прячутся. Ну и множество других неясных запахов смешиваются и их уже не различить. Всё вместе я обычно называю "запахом шкафа". (Так! Затхлое и вонючее место не представлять, а представить ссебе чистый и регулярно протряхиваемый на предмет лишнего хлама шкаф, где остаётся только нужное или самое дорогое сердцу, с чем невозможно расстаться. Шкаф, где хранятся воспоминания.)
Открываю сначала один альбом, потом другой и погружаюсь в прошлое моей семьи. Честно сказать, многих людей  на фотографиях  я не знаю. просто не помню уже - бабушка рассказывала об этих людях очень давно, я была слишком маленькой, чтобы запомнить что-то. К тому же сами знаете, как слушают дети - всё пролетает мимо ушей. Что помню, то постараюсь подписать.




Это семья моего прадедушки, если не ошибаюсь. Он был кулаком, и, чтобы избежать ссылки, женился на крепостной - моей прабабушке. Кстати, звали её Анной, как и мою дочку (тут вообще интересная история, но об этом может после расскажу).


Кто эти люди, даже не знаю, может, родственники какие. Но не зря же их фотографии хранятся в наших альбомах..




Это фотографии военных времен (выкладываю не  все, а только некоторые). А история к ним: У моей бабушки было очень много братьев, родных и двоюродных. Все ушли на войну, вернулся только один, то ли брат её двоюродный, то ли дядька. Остальные пропали без вести. А тот, что вернулся, стал гармонистом, играл на праздниках, много пил и однажды уснул в канаве пьяным. Сильно простыл и  заболел то ли воспалением лёгких, то ли ещё чем. Бабушка называла эту болезнь грудной жабой. В общем, умер он где-то через год другой после войны. А на этих фотографиях он сидит и улыбается, не зная своей судьбы... Грустно










А это моя бабушка, как видите, очень красивой была в молодости. Кстати, с фотографией поиграли мои мама и тётя в детстве. Такие раньше были фотошопы))))





Это дед. Я его, как и отца своего, знаю только по фотографиям. Не сложилось что-то у нашей семьи с мужчинами. (Очень надеюсь, что у меня всё будет в порядке). Бабуля, помню, всё твердила про "венец безбрачия" и что-то такое, поэтому в 15 лет я была твёрдо убеждена, что к 25 годам у меня обязательно должно быть высшее образование и ребёнок. Муж в планы не входил категорически. Над чем сейчас смеюсь постоянно, так как до сих пор без диплома о ВО и Анютой забеременела незадолго до 25-тилетия. А вот замуж выскочила в 20 лет.


Это моя прабабушка. Обладала шикарным здоровьем, кстати. Мама рассказывала, что однажды, лет этак к 80-ти, прабабушка поехала в санаторий. Кормили там хорошо и сытно, не всё можно было сразу скушать. И вот осталась как-то у прабабушки котлетка после обеда. Та, по давней военной привычке не выбрасывать еду, завернула котлетку в салфетку и положила в карман. Да и забыла про неё на целый день. На следующий день же была несказанно рада, когда в кармане вдруг обнаружилась котлета! Не знаю, о чем думала моя прабабушка, когда ела злополучный деликатес (я обычно не знаю даже, о чём Я думаю, когда ем что-то явно несвежее. Может это ещё одно проклятие нашей фамилии...); в общем, к вечеру бабусе поплохело. Вызванный врач, молодой мужчина, естественно спросил у бабули про давление. "Как же, - отвечала наша героиня, - Давит, очень давит, милок. Вот здесь и давит (указывая на ЖИВОТ), так сильно давит, аж мочи нет!" Реакции врача я, увы, не знаю, но могу себе представить. Так вот, желаю вам всем (и себе тоже) не знать, что такое давление лет до 80-ти точно.












На этих фотографиях мои родители в детстве: мама и тётя. Не буду расписывать, кто где. Лица у них узнаваемы даже в раннем младенчестве. Скажу только, что моя мама - младшая сестра. 









Ну это разная родня в разное время. И ещё лучшая подруга моей бабули, баба Миля. Очень хорошо помню, как мы ходили к ней в гости. И меня учили играть в карты. И ещё помню, какими волшебными мне казались тогда эти визиты. В маленькой однокомнатной квартирке старой пятиэтажки, со всех сторон окружённой зеленью, все было не так, как у нас, и крошечная ванная комната с поддоном вместо ванной, и железная кровать. И запах папирос "Беломор", что курил баб Милин муж. И простыни с казёнными печатями, и "цыц" на меня, когда я спросила у бабушки -  "а почему печати на простынях?". Всё было невероятно волшебным и  безумно интересным.
Увы, всё это осталось в прошлом, в далёком и недостижимом Душанбе 80-ых, и только иногда я вспоминаю об этих ощущениях, когда бываю в некоторых районах Петербурга. В тех, где ещё стоят похожие старые пятиэтажки, со всех сторон окруженные зеленью. Увы, с каждым годом их всё меньше.

Это моя тётя и мой двоюродный брат Митя. В детстве он, кстати, был чемпионом по посещаемости детского сада - ни дня на больничном. Хотя он был на искуственном вскармливании месяцев с трёх (это спорщикам о пользе  ГВ). О, как бы мне хотелось, чтобы моя Анюта пошла по стопам дяди, но увы, мы опять на больничном.




А это моя мама ещё до моего рождения. Мама - неугомонная душа, очень любила приключения и даже ходила в длительные походы по горам. До сих пор глаза её загораются необъяснимым для меня огнём, когда она вспоминает этот свой период. И тут ещё она сидит со своей хорошей подругой тётей Валей и её дочкой Иришкой. А в прошлом году Ира стала крёстной мамой моей дочки. Вот так то.







Это всё я)))). И пусть меня много, но фотки уж больно классные)


Это наша семья: тётя, бабуля, мама и мы с Митей.


В Душанбинском зоопарке, Жаль, у меня нет фотографии с  медведем, почему то исчезли все сканы старых фоток, что были в компе, остались только те, что я когда-то добавляла в контакт. Даже не хочу думать, кто бы мог их удалить, всё равно этот кто-то не сознается ни за что). А, может, этот кто-то совсем и ни при чём, мож я сама что-то напутала))))). Я ж могу, я такая).


Детский сад в Душанбе. Мама всё вспоминает, как все воспитатели восхищались тем, что я каждый день в беленьких чистеньких колготочках, и как она мучалась, чтобы эти колготочки каждый день были такими же беленькими и чистенькими. Я то совсем не такая мамочки, я скорее "мамаша", предпочитаю одевать Анюте колготки поярче и потемнее, чтобы грязи не было видно. Вот так то, надо исправляться... 




Ну и на последок ещё немного меня, ведь это уже тоже потихоньку становится старой историей. Кстати, на последних фотках мне 17 лет, я приехала поступать в ВУЗ (ХА-ХА-ХА, Но об этом опять же не сейчас).

Вот, пожалуй и всё. Небольшая часть  фотографий, что хранятся в старых альбомах на антресолях моей мамы. А к чему весь этот пост, спросите вы. А просто так: вспомнилось, навеялось, взгрустнулось. Вспомните и вы о своей истории, позвоните своим родителям или другим родственникам. А, если есть возможность, подойдите к ним и обнимите их. Скажите, как вы их любите, даже, если накопилось много недомолвок и претензий, даже, если у вас напряженные отношения с ними. Ведь они - ВАША СЕМЬЯ и ВАША ИСТОРИЯ. Да и просто вспомните о них и подумайте что-нибудь хорошее. И вам станет так же светло и хорошо, как и мне.

Всё, побежала звонить маме. До скорого!!!!


4 комментария:

  1. Наташ! Спасибо большое! Очень уважаю тех кто хранит историю семьи. у меня тоже в планах сканировать старые фотки. Где б только время взять...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, а ты каждый день по одной скань)))). И тут, кстати, даже не отсканированные фото, а перефотографированные, так как альбомы то умамы хранятся, а сканер - у нас. А альбомы я пока не забираю - уж больно часто мы переезжаем, растерять фотографии боюсь.
      И спасибо, что чиаешь мои записки. Надеюсь, они вызывают хорошие эмоции)))

      Удалить
  2. Наташа заходите ко мне в блог за наградой! Вы под номером 3 http://buyelephant.blogspot.com/2012/04/blog-post_24.html

    ОтветитьУдалить